Изменение ставок таможенных пошлин должно применяться в совокупности с другими мерами экономической политики – материалы к президиуму правительства РФ

Фильтры

Регион

Новости

Изменение ставок таможенных пошлин должно применяться в совокупности с другими мерами экономической политики – материалы к президиуму правительства РФ

Президиум правительства РФ рассмотрит на сегодняшнем заседании вопрос о реализации мер таможенно-тарифной политики, направленных на поддержку конкурентоспособности секторов экономики, сообщает правительственная пресс-служба.

Прежде всего, было осуществлено смещение акцентов таможенно-тарифной политики от выполнения традиционных регулирующей и фискальной функций в сторону проведения антикризисных мероприятий для защиты экономики России, поддержки конкурентоспособности отечественных производителей. Требовался постоянный контроль рыночной доли импортных товаров на российских товарных рынках, повышение оперативности в отслеживании объемов импорта для создания превентивного механизма тарифной защиты.

В этих целях был организован еженедельный мониторинг внешней торговли и состояния внутреннего рынка чувствительных промышленных и сельскохозяйственных товаров, наиболее уязвимых для иностранной конкуренции в кризисных условиях, налажена система взаимодействия с бизнес-сообществом.

Подобная система в большинстве случаев давала возможность оперативно реагировать на сигналы и угрозы внешнего рынка, находить варианты решения проблем, отвечающие интересам производителей и потребителей.

Всего в январе-сентябре 2009 г было принято около 30 постановлений правительства РФ, направленных на повышение ставок ввозных таможенных пошлин. Из 600 товарных позиций, по которым были изменены ставки ввозных пошлин в 2009 г, на 350 позиций ставки пошлин были повышены. В результате стоимостный объем импорта, осуществленного в январе-августе 2009 г по новым ставкам ввозных таможенных пошлин, составил 7,4 млрд долл, или 7,5 проц от всего российского импорта за указанный период. В январе-августе 2008 г доля данных товаров в общем импорте составляла 9,2 проц, а стоимостный объем – 16,2 млрд долл.

Среди важнейших отраслей, в отношении которых были приняты меры таможенно-тарифной защиты в целях повышения конкурентоспособности, - автомобильная промышленность, сельхозмашиностроение, черная металлургия, станкостроение.

В целях поддержки отечественных сельхозпроизводителей правительство РФ приняло постановления о повышении ввозных таможенных пошлин на ряд импортируемых сельскохозяйственных товаров /рис, сыры, молочная продукция, растительные масла и т.д./.

Также введен беспошлинный режим ввоза племенного молодняка кур домашних и яиц для инкубирования, что позволило увеличить импорт этих товаров и положительно сказалось на росте продукции отечественного птицеводства.

В настоящее время подготовлены предложения по режиму импорта говядины, свинины и мяса домашней птицы на 2010 и последующие годы, а также по защите российских сахаропроизводителей.

Меры по повышению конкурентоспособности отечественных хозяйствующих субъектов включали в себя не только повышение, но и при необходимости – снижение ввозных таможенных пошлин. В частности, обнулены ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды гражданских пассажирских и грузовых самолетов, не производимых в России. Данная мера является частью системных решений по поддержке российских авиаперевозчиков. Она позволит отечественным компаниям не потерять свои позиции, оставаясь конкурентоспособными на мировом рынке, используя самолеты иностранного производства на равных условиях с зарубежными конкурентами, пока российские производители не могут удовлетворить все потребности отечественных авиакомпаний.

Также в целях обеспечения благоприятных условий для развития российского производства был принят ряд решений, направленных на расширение сырьевой базы, повышение степени загрузки производственных мощностей в условиях финансового кризиса /отмена ввозных пошлин на сырье, комплектующие и технологическое оборудование, не производимое в России/.

Примером комплексного подхода к формированию конкурентных позиций российских производителей являются меры по стимулированию производства телевизионной техники. Наряду с обнулением ввозных пошлин на плазменные и жидкокристаллические экраны, были повышены ставки пошлин на готовые плазменные и ЖК-телевизоры. Также введены нулевые ставки пошлин на интегральные схемы для производства телевизоров. Экономия от применения нулевых ставок на данные комплектующие для российских производителей телевизоров в январе-июле 2009 г составила более 6 млн долл, что оказало положительное влияние на снижение себестоимости и, соответственно, повышение конкурентоспособности.

В 2009 г методами таможенно-тарифной политики активно регулировались процессы повышения конкурентоспособности российского экспорта. С учетом высокой фискальной составляющей экспортного обложения, тактика установления вывозных пошлин основывалась на том, чтобы меры, принимаемые в этой области, не привели бы к снижению ценовой конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках и, как следствие, потере рынков сбыта. Более того, в отношении ряда товаров в качестве антикризисной меры были отменены экспортные пошлины, что привело к увеличению их ценовой конкурентоспособности на внешних рынках в условиях глобального кризиса.

Важной мерой по поддержке отечественных нефтепроизводителей и экспортеров явилось принятие федерального закона от 3 декабря 2008 г N234-ФЗ, предусматривающего переход на ежемесячный мониторинг и расчет ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также сокращение срока введения в действие ставок. Данные изменения в законодательстве позволили снизить налоговую нагрузку на нефтяные компании в условиях снижения цен на нефть на мировых рынках.

В этом же ряду стоит решение об обнулении вывозной пошлины на нефть, добытую на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха, Иркутской области, Красноярского края. В этих целях было принято постановление правительства РФ от 16 июля 2009 г N574, в соответствии с которым должна быть разработана система контроля экспорта, на основании которого может быть обнулена ставка экспортной пошлины на нефть.

По мере выхода из кризиса, при сохранении значимости долговременных задач, направленных на поддержку экспортно-ориентированных производств, ряд принятых мер таможенно-тарифной политики в части экспортных пошлин, носящих временный характер, может быть пересмотрен. В частности, принято решение о том, что действие нулевой ставки вывозной пошлины на сжиженные углеводородные газы в условиях стабилизации мировых цен на нефть может быть продлено только до конца 2009 г. Пересмотру подвергаются также решения об обнулении ставок и на ряд других сырьевых товаров /никель/.

Начинающийся в настоящее время в России новый экономический цикл требует дополнительного анализа подходов к реализации таможенно-тарифной политики. Принятые в экстренном и оперативном режиме антикризисные меры по защите внутреннего рынка в целом дали положительные результаты. С выходом на траекторию посткризисного развития требуется переосмысление подходов в части рациональной защиты внутренних рынков.

При наличии реальной угрозы вытеснения товаров отдельных секторов экономики с внутреннего рынка импортом в перспективе по-прежнему будут применяться механизмы тарифной защиты. Вместе с тем искусственное ограждение от импорта снижает стимулы для повышения конкурентоспособности отечественного производителя, ущемляет интересы потребителя, ведет к росту цен на внутреннем рынке.

В связи с этим необходимо продолжить практику проведения мониторинга конкурентной среды на товарных рынках, в отношении которых принимались меры торговой защиты. Целью мониторинга должны быть анализ эффективности принятых мер и предотвращение возможных злоупотреблений со стороны защищаемых товаропроизводителей, положение которых на рынке упрочилось, а результатом - своевременная постановка вопроса об отмене, продлении или изменении принятых мер.

При решении проблемы повышения конкурентоспособности российской экономики следует исходить из того, что изменение ставок таможенных пошлин является важным, но не единственным инструментом поддержки конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей, и должно применяться в совокупности с другими мерами экономической политики.

Особое место должна занять оценка результативности принимаемых мер таможенно-тарифной политики с точки зрения их влияния на процессы инфляции. Так, в части поддержки российских производителей сельскохозяйственной и продовольственной продукции в ряде случаев повышение ввозных пошлин на продукцию АПК может обернуться ростом розничных цен и не приведет к увеличению объемов производства, создаст предпосылки для повышения уровня монополизации на рынке.

Кроме того, крайне важно скорректировать подходы к реализации таможенно-тарифной политики в условиях функционирования Таможенного союза.

Источник: 1prime.ru

Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее